Экономический кризис сильно ударил по российским регионам. Эксперты считают, что правительственные данные скрывают реальную картину безработицы на 8-10 %.
Кризис ударил не только по развитым промышленным регионам России. А реакция правительства на эту ситуацию является еще одним доказательством недостатков существующей системы управления. Начнем с бюджетных реформ. Регионы получают доходы от налога на прибыль, наиболее неустойчивого из всех налогов. Это важно для бюджетов развитых регионах, так как они обеспечивают около трети всех доходов экономики. В остальных регионах производится лишь небольшой вклад. Кризис привел к тому, что налоговые поступления в среднем сократились вдвое, и регионы, полагающиеся на экспорт, столкнулись с серьезным дефицитом. В результате развитые регионы потеряли 15-25% своих доходов бюджета.
Опасаясь социальной нестабильности, федеральные власти увеличили региональные гранты на 150%, но эти гранты были распределены весьма неравномерно. Для тех регионов, которые серьезно пострадали от кризиса, была проведена частичная компенсация потери доходов, но гораздо больше помощи было выделено в регионы, которые меньше пострадали от кризиса. Проще говоря, деньги были розданы на неравной основе. Это привело к среднему увеличению расходов областного бюджета на 6%, несмотря на кризис. Неизбежным результатом этого непредвиденного расхода федеральных денег было увеличение неэффективного расходования. В Санкт-Петербурге и Самарской области, например, расходы государственного управления выросли более чем на 20%, и они были потрачены безрезультатно во многих других регионах. Осенью федеральные власти начали «закручивать гайки»: они сокращают федеральную помощи и планируют еще более серьезно сократить региональные гранты на 20%. Это колебание «маятника» — от панических раздач к резкому сокращению — показывает, что такая система просто не может работать и эффективно справляться с последствиями кризиса.
Модернизация также подрывается дорогостоящими и неэффективными стратегиями на рынке труда. Летнее незначительное падение региональной безработицы объясняется такими факторами, как сезонное колебание, начало конца кризиса и успешная политика занятости. Каждая из этих вещей вполне может быть одним из факторов, но серьезные сомнения вызывает то, насколько эффективны меры по борьбе с безработицей на самом деле. Уже более 2 миллионов людей вовлечены в государственные программы занятости, так что план был превышен. Но то это даст? Вакансии создаются, главным образом, в общественном секторе и финансируются из федерального центра (благоустройство, работы в муниципальных учреждениях). Регистрация была максимально упрощена. Рабочие, которые вот-вот будут уволены, централизованно регистрируются, даже не посещая органы службы занятости. Списки просто передаются в службу, или кто-то посещает компанию. Но главное в том, что эти люди не регистрируются в качестве безработных, что улучшает статистику. Временные рабочие места продлеваются, и федеральных денег до сих пор достаточно для покрытия жалких зарплат. А «изоляционный карантин», созданный на рынке труда, не решает проблемы неэффективной занятости, но уменьшает количество зарегистрированных безработных вдвое, что хорошо для статистики.
Previous Post: Растет безработица в российских регионах